Духовные заботы.

            «Есть лишь одна проблема, одна единственная в мире — вернуть людям духовное содержание, духовные заботы»

               Антуан де Сент-Экзюпери

  Так люблю Стругацких. Например, их «Хищные вещи века». И этот эпиграф к «Хищным вещам», оказывается, был взят ими из книги не менее близкого Экзюпери «Смысл жизни». Удивилась, прочитав. Вот, оказывается, откуда вырос его Маленький Принц. Сражение, война, смерть и вдруг — Экзюпери пишет о духовной жизни. Как он смог на войне написать: «Поймите, больше невозможно жить холодильником, политикой, балансом и кроссвордом»?  Также непостижимо, как Стругацкие прочухали тему про переизбыток вещей, еды, красоты, гламура и полного несчастья человека при этом в своём далёком 1965 году - «Хищные вещи века» как раз про это.

  В чём смысл жизни-то? М? Предупреждаю, я не знаю. Не, знала: ещё в юности, и потом, и ещё недавно. Куча цитат, типа этой, про холодильники и духовные заботы. Груды книг придавили голову. Слова про смыслы, дрожь по телу, сердечный сигнал, горящий взор. Теперь открываю двери, чтобы впускать новые смыслы, расширять значение старых слов. То, что называла в детстве «любовью» другое сейчас — шире, просторнее. А свобода? Шире, просторнее, проще. А дружба? Шире, просторнее, проще, легче. Как-то так.

  И учусь у детей. Спрашиваю их, опускаю голову, присаживаюсь рядом, чтобы вспомнить правильные ответы из детства. Есть знаете какие люди! Маленькие люди и такие большие. А есть большие люди и такие маленькие! Давайте вместе заглянем в детские и взрослые смыслы. Они иногда так похожи. Пока я писала, точно следуя цитатам из маленьких шпаргалок, подаренных мне людьми, пока перебирала замусоленные бумажки от детей и взрослые шифровки от больших детей, что-то выискивала в Книге Жизни, куда мы с детьми всё записываем, - поняла, что это же демонстрация.

  Друзья, перед нами колонны демонстрантов. Осенний холодок, шуршат листья под ногами. Где-то слышна музыка и смех. Идут стройными рядами любители жизненных утех и поклонники духовных практик, виднеются беззаботно скачущие дети всех возрастов, включая взрослых, и осмысленные личности с глубоким взором. Есть коллективные смыслы, а есть сугубо индивидуальные. Одиночка с транспарантом «Выжить!» И дружный коллектив «Семья и дети!» Я тоже где-то там: жмусь к семейникам, обнимаю детей; веду философские беседы, жадно впитываю новые смыслы от духовников; и, конечно, зажигаю, пляшу и куражусь с гедонистами, мастерами жить легко, играючи, аппетитно. Давайте залезем на трибуны, поднимемся повыше, взглянем издалека.

  «Смысл жизни - чтобы продолжить человеческий род. Прожить жизнь честно, справедливо, без обмана», десятилетний мужской смысл. В этой же колонне рыцарей, великолепных мужских характеров, цельных и сильных сразу, от рождения — мальчик лет девяти. Его девиз на знамени «Человек должен достигать и побеждать». Его слова силы: дружба, любовь. А слабость он описал так: «Нет веры».

  «Быть красивой», восьмилетний, девичий, конечно, смысл. Удивительная природа красоты: грация тела, чистота лица, огонёк в глазах. Как хочется по-дольше в этой колонне красивых  быть. Двигаться легко, смеяться жемчужно, вдыхать аромат юности, слышать шум шуршащих юбок, и снова смех, лёгкость,красота...

«Радость, учение, хобби, работа, мама», взрослый смысл.

«Читать Гарри Поттера», детский и многие взрослые подпишутся.

«Потеряла», взрослый грустный смысл. А, может, мы перед закрытой дверью. Ещё есть время!

«Я хочу сделать мир лутше», детский смысл. Вон, она, девчушка на воздушном шарике летит! Хватило бы сил, а дело в жизни найдётся.

«Смысл жизни — чтобы жить» - оптимисты, человек шесть из шестидесяти опрошенных.

«Чтобы выжить» - один из нас! Сурово несёт плакат — выживает:)

«Чтобы любить, делать добро, нести свет и позитив» - много-много детей и взрослых.

  «Развиваться, учиться, узнавать себя, духовно расти, и, наконец, стать лучше» - многие-многие. Моя любимая колонна. Портреты Ницше, Толстого. Из еды с собой — сухие листья, прана и горный воздух высших смыслов. Взгляд за горизонт — может, там лежит смысл. К нам с простыми смыслами не примешивайся! Предложение «ляг, поспи и всё пройдёт» рассматривается как подрывная работа обычных людей, маглов, короче.

  «Не знаю смысла жизни» «Это понятие от ума, нет его, смысла» «Не расскажу вам свои секреты», две взрослых тайны и один девичий секрет. Разрозненная колонна одиноких смыслов. Насупленные, смотрят на трибуны: а кто, собственно спрашивает про смыслы?! Вот, не скажем и всё!

  «Семья и дети». Радостно, то обнимая друг друга, то разбираясь вновь и вновь, кто же бросил носки и не вынес мусор, идёт колонна семейников. Веет теплом родового гнезда, пахнет супом и пирогами. Коляски с кричащими детьми, обнимашки и целовашки. Ругань, семейные проклятия, слёзы на кладбище, и снова обнимашки, целовашки, дети в колясках...

  «Смысл во всём, что вызывает чувство» «Радоваться, радовать, жить счастливо» - проходит колонна гедонистов. Они веселы и счастливы! Пить, есть, расширять гастрономические горизонты, а интеллектуальную чушь — тьфу, тьфу, тьфу на неё, а то аппетит пропадёт, прочь её, к духовникам, отшельникам и прочим сирым и убогим. «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало» - как-то так бы я сказала, если б Пушкиным была:))

  Потрясающе полные жизненные программы. Отгадайте, кто тут взрослый.

«Понять смысл жизни: принять, выполнить, родить»

«1. Продолжить жизнь

2. Нести в мир красоту

3. Помогать другим

4. Наслаждаться жизнью

5. Любить»

«Учить уроки, не воровать у мамы конфеты и не вредить»

«Быть человечным. Потому что это очень важно. Ведь можно быть ненормальным и очень тупым. Это ужас! Нужно быть спокойным и добрым»

А вот взрослая формулировка:

«Обретение Божественной Любви ко всему сущему. Тогда уходят претензии, появляется восприятие. Мир становится светлее, причём глобально:))»

 И так много ещё людей, их честных смыслов, которые хранятся в детской записочке, под сердцем — а потому что не всё покажешь людям. Так громко и тихо мы заявляем миру о себе...

А вон идёт маленькая девочка, где-то в конце всех колонн, вдали от общего течения. Лет семь ей, - отсюда, с высоких трибун и не видно. Только два пышных белых банта и яркий плакат одинокого честного смысла. Бумажку она мне вручила на уроке, тихо надув губы. А в бумажке — ни смысла, ни цели, а только три вещи нарисовано. Зачёркнутая школа. Розовый мишка. И золотой Павлин. Хочу выйти из школы, получить в подарок розового мишку и увидеть настоящего золотого павлина...

Сегодня, я, пожалуй, слезу с трибуны и пойду к ней.