У нас особое издательство. На рынке деловой книги оно было первым. Появилось в далеком уже 1996 году. И практически все двадцать лет мы публиковали книги о бизнесе и для бизнеса, но иностранные. Это была гигантская бизнес-школа размером со всю страну. Много деловых людей осваивали передовые западные технологии и с разной степенью успешности внедряли их в России. Но недавно наступил момент, когда в наших издательских планах стали появляться русские авторы. Потому что пришло время – вырос и окреп свой, отечественный предприниматель. Пусть не Маск, но не менее изобретательный. Пусть не Джобс, но не менее умелый организатор, ибо непредсказуемость российской среды куда выше, чем в расчерченном правилами американского мира бизнеса.

Мы взялись за издание книги об успешных российских стартапах. Вопреки скептикам не верящим, что они у нас есть. В итоге вышел сборник, представляющий не известные западные кейсы, а отечественные проекты, выросшие от идеи до серьезного бизнеса, без госучастия и гигантских финансовых влияний нефтяных олигархов. Автор книги – известная телеведущая и журналистка Елена Николаева. Тоже, казалось бы, всего лишь светский персонаж. Однако нет. И стартаперы настоящие и писательница с опытом и знаниями серьезного технического вуза и южнокорейской бизнес-школы за плечами.

Лена не писала учебник. Она семь лет отбирала лучшие кейсы, вместе с героями погружаюсь в их вполне себе живые ситуации. Поэтому и речь на страницах идет фактически от первого лица, основателей бизнесов. Книга опровергает многие стереотипы о том, что в России стартапы обречены, а успех зависит только от связей с влиятельными чиновниками. Герои сборника живут среди нас, и мы не однажды пользовались их услугами. Это первая книга об исключительно российских стартапах на нашем рынке.

Позиция Николаевой точно выражена в книге: «Я убеждена: что смог один сможет и другой. Удачу повторить нельзя, а успех – можно». Отсюда и название простое и мотивирующее – «Делай сегодня! Опыт 64 успешных российских стартапов». Это заодно и квинтэссенция всего изложения. Секрет всех ее героев прост: провал-провал-провал-успех. Побеждал тот, кто не останавливался и предпочитал действия рассуждениям.

Любопытно, но и сама книжка стала для автора и издательства «Олимп-Бизнес» стартапом, причем инновационным! В процессе подготовки книжки менялись сами герои, их проекты и все надо было успеть внести в последнюю редакцию. Книга жила и росла вместе с автором, редакторами, топ-менеджерами издательства. В какой-то момент появилась идея расширить пространство книги – дать ей дополнительное измерение. Так появилась дополненная реальность. Если вы наведете на книжку экран планшета или смартфона с AR-приложением «Метка», то «оживает» обложка, обращаясь в трехмерный земной шар, а автор Елена Николаева на галактическом фоне начинает рассказывать о книге.

Книга «Делай сегодня!» — это сборник с историей успешных российских стартапов в самых разных отраслях, от сельского хозяйства до виртуальной реальности. Да, виртуальной реальности. Эффект 3D нам помогли сделать герои книги, ребята из компании PlayDisplay. Но там же в книге есть и самый древний по технологии мультфильм. Если перелистывать страницы, на полях «взлетает» ракета. Читатель может и не заметить, но если он внимателен, то перед ним раскроется путь от первых древних попыток оживить рисунок доAR-технологии как среды будущего.

«Делай сегодня!» первая деловая книга в России с AR-технологией. И для издательства «Олимп-Бизнес» это не совсем игра, а скорее проба новых возможностей. Благодаря дополненной реальности, книга приобретает новое измерение. Теперь она может быть ключом или окном в целый мир, где читатель стартует с бумажной страницы и просматривает ролики, разбирает и собирает 3D-модели, играет в познавательные игры. И уже не важен объем бумажной книги – он может быть сколько угодно большим. Одна книга становится целой библиотекой. Я бы сказал – Вавилонской, если вспомним известного автора, бесконечной и всеобъемлющей, но в отличие от борхесовской – библиотеки реальных знаний. Мы верим, что по мере удешевления технологии для издателей, виртуальная реальность обязательно станет частью книжного рынка в целом и нон-фикшн в частности.

И да, в процессе подготовки книги никто не пострадал. А участники издательской команды сильно задумались, а не замутить ли им какой-нибудь стартап. Такова жизнеутверждающая сила текста.

.