Мне довелось работать с разными клиентами: от студентов до опытных бизнесменов и начинающих политиков. Уровень задач варьировался - от "победить страх выступления" до "научиться управлять аудиторией". Однако, к моему удивлению, со многими учениками мы разбирали всего одну единственную тему, после которой все вопросы у них отпадали сами собой.  Эта "волшебная" тема, которая даёт людям уверенность в выступлении и общении - техника формулирования и выражения мыслей.

Кто-то скажет: "А что в этом сложного? Говори, что думаешь, просто немного "фильтруй базар", и всё".

Совершенно верно. Но вдумайтесь: легко общаемся мы только в привычных кругах на привычные темы. Позвать коллегу на перекур можно вообще без слов - достаточно показать ему сигарету и вопросительно на него посмотреть. Наши родные и друзья тоже, зачастую, в словах не нуждаются. С ними мы беседуем на"птичьем" языке - в таких терминах и выражениях, которые только в этой компании и понимают.

Результат - уменьшение словарного и фразеологического запаса. Проще говоря, для незнакомой ситуации у нас не хватает слов. Особенно это характерно для выступлений. Кажется, что за трибуной нужно говорить как-то по-особенному, а опыта не хватает. Приходится "на ходу" создавать новые грамматические и лексические конструкции, вспоминать известные, но хорошо забытые слова. Естественно, с непривычки эти процессы проходят с огромным трудом.

Как же быть? Что говорить? Эту проблему разрешает техника формулирования и выражения мыслей. В данной статье приводится в сокращении.

Итак, для начала научитесь говорить и думать тезисно. Тезис - это главная мысль текста или высказывания. "Дважды два - четыре", "чёрное не есть белое", "отчёт за прошлый год хороший"  и т.д.  По сути, это простое утверждение. Нужно лишь научиться определять главное и смело(!) отбрасывать подробности. Запомните: убеждает и заинтересовывает собеседника не количество, а качество информации.

Например, многие "продажники" замечают: сколько не расписывай клиенту достоинства товара, решение о покупке он может принять из-за какой-нибудь ерунды. В этом и состоит искусство продавца - понять, что же человеку нужно. Это касается не только продаж, но и переговоров и даже простой беседы. Если тема собеседнику интересна, он охотно поделится с вами своими мыслями. Если нет - наговорите хоть целую историю, диалога не получится.

Что же делать, спросите вы, когда подробности сообщить необходимо? Нельзя же всегда говорить только: "Наш товар хороший. Покупайте". Это правда. Но здесь тоже всё просто: пояснение можно выстроить из ряда тезисов. "Во-первых, во-вторых, в-третьих..." и т.д. Опять же, главное - выделить главное (тавтология намеренная). Нет нужды постоянно оправдываться. Не допускайте лишнего "у нас такие преимущества… и такие… тут, извините, плохо, но мы исправим…". Не суетитесь, наблюдайте за реакцией собеседника. Скорее всего, он сам задаст уточняющий вопрос. Если же его реакция вам не понятна, проявите инициативу: «Вас что-то смущает?»

 Если же вы пытаетесь сразу сказать обо всём, происходит путаница в мыслях. Со стороны это выглядит как непрофессионализм и неуверенность.

Разумеется, тезисное высказывание не обладает яркостью и выразительностью. Это лишь первый этап на пути к стройности мыслей и речей. Второй этап - техника трёх вопросов - будет освещён в следующей статье. В заключение хочу описать способы тренировки тезисного мышления.

Во-первых, выполняйте упражнение «определение предмета». Например, ответьте на вопрос: "Что такое стол?" Ответ "мебель" - верный, но не точный. Стул тоже мебель. "Мебель, на которой едят и пишут" - лучше. Если же вы хотите развить максимальную точность, стремитесь к научности: "Стол - это предмет мебели в виде широкой доски на четырёх опорах, ножках". На самом деле, не так важен результат, сколько ваши попытки к нему придти. Можно проверять себя - каждое определение уточнять с помощью словаря или интернета.

Второе упражнение. Выработайте привычку обращать внимание на слова собеседника. Спрашивайте себя: в моём арсенале есть такие выражения? Все непривычные для вас слова и словосочетания записывайте и составляйте с каждым по два-три предложения. Это приведёт к развитию вашего словарного запаса. В будущем вам придётся меньше придумывать - тезисы по данной теме уже будут у вас в голове.

В-третьих. анализируйте каждую беседу по её окончании. Были ли ваши высказывания оптимальными? Если найдёте более удачные формулировки - отметьте их, запомните или запишите. В будущем похожий разговор пройдёт у вас гораздо эффективнее.

И ещё раз напомню: главное - выделять главное. Стремление к лаконичности развивает внимательность, уверенность, аналитические способности. Если же вы хотите научиться говорить не только лаконично, но и красиво, образно, приглашаю вас к прочтению следующей статьи.

Интересных бесед и удачных переговоров!

С уважением, Артём Козлов.