На днях в Москве прошла III ежегодная Конференция cлужб помощи на дорогах, где традиционно обсуждались проблемы данной отрасли. На мероприятии присутствовало более 50 представителей компаний в сфере автоассистанса из разных городов России. Участники сошлись во мнении, что к 2022 году федеральные игроки вероятнее всего увеличат втрое свою долю на рынке эвакуации и выездной техпомощи. Аналитики Русского АвтоМотоКлуба считают этот процесс неизбежным, ведь крупные компании предлагают клиентам сервис более высокого качества по европейским стандартам в любой точке страны, а не в отдельно взятом городе или регионе.

Объем российского рынка эвакуации и техпомощи на дороге сегодня составляет 6 млрд рублей. Это примерно 5 млн услуг в год при среднероссйиской стоимости каждой услуги примерно в 1200 руб. Федеральные игроки – вместе взятые оказывают 200 тыс. услуг в год, что составляет долю в 4%. Все остальное выполняют мелкие частные компании, которые работают на территории одного города, в лучшем случае – области.
«Рынка эвакуации в России до сих пор почти не коснулась глобальная автоматизация, подобная Uber на рынке такси. Этот бизнес до сих пор работает по старым диспетчерским ручным методам и очень сильно зависит от человеческого фактора. Если что-то стряслось с автомобилем в дороге, в каждом конкретном городе нужно искать телефоны местных служб эвакуации или выездных автомехаников и при этом еще гадать, какая и когда же точно придет помощь и поможет ли она вообще», – говорит Андрей Барсуков, заместитель генерального директора Русского АвтоМотоКлуба.
Сегмент локальных игроков, в основном, «серый», поскольку все расчеты клиента с исполнителем производятся на месте наличными деньгами без чеков и квитанций. Частные компании испытывают множество проблем, среди которых высокая стоимость привлечения клиента из-за дороговизны рекламы в поисковиках, сложности с поиском и удержанием профессиональных автомехаников и водителей эвакуаторов, низкая стоимость входа новых предпринимателей на этот рынок. При этом участники рынка из-за мощной конкуренции вынуждены держать стоимость своих услуг на минимуме, хотя при этом постоянно растут расходы на топливо, зарплату, содержание автопарка.
Если локальные компании сотрудничают с интернет-интеграторами, появившимися на рынке в последние годы, их положение не сильно улучшается. Комиссия таких посредников достигает уже 15-20% от стоимости услуг, при этом они распределяют заказы по принципу аукциона на понижение цены. Получается, что мелкие компании чтобы получить новые заказы вынуждены оказывать услуги с минимальной прибылью, а то и вовсе в ноль или минус.
В таких условиях федеральные игроки, которым проще привлечь клиента и предложить ему удобное клубное обслуживание, конечно же выигрывают. Об этом говорят последние тенденции рынка, где постепенно растет доля крупных компаний и популярность клубных карт и различных автокарт, выпускаемых ими совместно с крупными банками. Все более часто появляются амбициозные IT-стартапы-интеграторы, в том числе на базе крупнейший интернет-платформ.