Во Владивостоке стартовал Восточный экономический форум. Несмотря на обильное количество проводимых в стране форумов, это событие важное – прежде всего, для региона (его новое восстановление началось, в свое время, именно после такого первого форума). По старой русской традиции на показ у нас выставляется всё самое лучшее, вот и пришлось из Приморского края делать образцово-показательный регион на зависть всем заморским гостям. Перед первым Восточным экономическим форумом очень активно взялись за работу – кругом началась стройка, модернизация и прочие активности. Вот только запала хватило лишь на создание небольшой витрины в виде университета на острове Русский...

Тем не менее, в программе этого форума – обязательное восхищение динамикой и масштабами роста региона. Так, одна из секций форума посвящена созданию 100 000 новых рабочих мест на Дальнем востоке за семь лет. Весьма амбициозно. Причём из них 70 000 – это рабочие места, требующие определённой квалификации, то есть это вам не уголь лопатами перекидывать в порту...

Несомненно, основным получателем новых рабочих мест должен стать Приморский край. Во-первых, это титульный регион Дальнего востока, а во-вторых, здесь наиболее удачное географическое месторасположение: на берегу моря, вблизи от Китая, Кореи и Японии, плюс ко всему - относительно мягкий климат. Немудрено, что сейчас в Приморском крае сосредоточена практически треть от всей рабочей силы дальневосточного округа. С таким распределением, наверняка, на Приморский край должно прийтись не менее половины этих новых рабочих мест. То есть к нынешней 971 тысяче занятых должно прибавиться еще 50 тысяч. Впечатляет. Даже очень. Настолько, что напрашивается вопрос - реально ли это?

С одной стороны, Приморский край развивается не первый год. Путин еще в 2013 году, во время послания федеральному собранию, определил развитие Дальнего востока как приоритет развития России в XXI веке. С тех пор изменилось только то, что число занятых людей сократилось на 22 тысячи человек. Такие вот результаты приоритетного развития под руководством нынешней региональной власти. Так откуда же, в таком случае, возьмутся новые рабочие места, и кто там будет работать?

По задумке приморских властей рабочие места должны быть созданы в рамках Свободного порта Владивосток и различных Территорий опережающего развития. Они считают, что четыре приморских ТОРа в будущем должны создать более 10 тысяч рабочих мест. Но вот уже и инвестиции перевалили за 200 млрд рублей, а рабочих мест создано только 850. Понятно, что работа по ТОРам еще далека от завершения, но и перспективы не поражают впечатление. Так, недавнее расширение ТОР «Надеждинская» под перспективный завод автомобильных двигателей даст всего лишь 600 новых рабочих мест. Пожалуй, единственный ТОР, в успехе которого можно не сомневаться, это «Нефтехимический». Просто он создаётся под вполне конкретный проект Роснефти. Инвестор серьёзный, создаст внушительные 3,5 тыс. рабочих мест, но мы же понимаем, что эти инвестиции можно назвать частными с очень большой натяжкой. 

А вот Свободный порт Владивосток, предоставляющий различные льготы его резидентам ну просто бьёт все рекорды! 160 резидентов создали 23 тыс. рабочих мест. Вот только где все эти рабочие места в официальной статистике? А нет их потому, что и ТОРы и Свободный порт в основном работают сейчас на уже существующие местные компании, выбирающие резидентство в особых зонах ради налоговых послаблений. В Свободный порт переехал даже один из детских садов. То есть новые рабочие места создаются за счёт ликвидации примерно такого же количества старых. Планы выполняются, а развития, как не было, так и нет.

Нельзя не отметить, что местные власти в Приморье довольно находчивы. Они любят различные нетривиальные схемы решения проблем с занятостью. Есть проблемы на угольных шахтах? Значит рабочих из шахтёрского посёлка направить на работу в соседний Хабаровский край! Это же намного проще, чем у себя создавать условия для появления новых рабочих мест и сохранения старых. Но и пользы для региона от такого маневра немного, разве что люди чуть дольше совсем уж не будут голодать. Что, в общем-то, не освободит никого от безысходности в ближайшей перспективе.

Как известно, наибольший доход, получают высококвалифицированные специалисты, участвующие в создании высокотехнологичных товаров с высокой добавленной стоимостью. Но, если посмотреть последние заявки на резидентство в Свободном порту, то с высокими технологиями связаны разве что компания, занимающаяся штучным производством катеров и яхт с композитными корпусами, и компания, связанная с экологически чистым транспортом (да и то это просто прокат и ремонт моноколёс, гироскутеров и тому подобного). А все остальные ориентированы на добычу морских ресурсов, и отправку их в Китай. С таким подходом благосостояние населения не улучшить. Но, по всей видимости, такой цели и не стоит…

Подобная тактика работы максимально проста и удобна. Компании, желающие добывать морские ресурсы и отправлять их на переработку в Китай, искать не нужно, они сами приходят. Остаётся только контролировать, чтобы вся стратегически важная отрасль не отошла под контроль китайцев, и чтобы заповедные природные зоны, опять-таки, не попали в полное распоряжения китайских компаний. Сами же китайцы готовы без промедления вкладываться в добычу морепродуктов, тем более что от развивающегося с китайским акцентом порта Зарубино всего-то 70 км до китайского города Хуньчунь, где сосредоточена рыбоперерабатывающая промышленность.

Теоретически, новые предприятия могут обеспечить работой почти всех безработных края, которых сейчас по официальным данным порядка 55 тыс. человек. Но не у всех есть подходящая квалификация, не все живут в нужном месте, не у всех есть желание работать в предлагаемой должности, в конце концов. Если трудоустроится хотя бы половина из этих 55 тысяч, то это уже будет большой успех. Но второю половину всё равно придётся привлекать из других регионов высокими зарплатами, которые невозможны без производства современной высокотехнологичной продукции. Не смогут же все на проекте Роснефти работать.

Пора бы уже перестать пускать пыль в глаза и взяться за настоящую работу, начиная с создания комфортной для проживания инфраструктуры, без которой невозможно привлечение квалифицированных специалистов (а пока только временные понтоны наводят вместо разрушенных мостов). Давно пора обеспечить перенаправление финансовых потоков с нескончаемых строек века (не по значимости, а по срокам и расходам) на поддержку научных изысканий, развитие высоких технологий, создание собственного отечественного оборудования для технологической модернизации производства. Начать следует с разработки собственной краевой программы высокотехнологичного развития. Только это должна быть не абстрактная стратегия, с которой никто не знает, что делать, а конкретный план действия с обозначением чётких сроков реализации и ответственных за результат. Всё по правилам развития коммерческого предприятия. Пускай это еще не делается в рамках всего государства, но у Приморского края есть шанс стать первопроходцем в этой области, и задать темп для всех остальных регионов.