26 августа начал работу самый большой кинотеатр сети «КАРО» в Санкт-Петербурге – «КАРО 11 Охта». На 4 этаже торгового центра новый якорный арендатор займет более 7 тыс. кв.м. Новинки проката и альтернативный контент будут показывать в одиннадцати залах общей вместимостью более двух тысяч человек. Все залы кинотеатра оборудованы новейшими акустическими и проекционными системами. Важным отличием «КАРО 11 Охта» от других кинотеатров Санкт-Петербурга станет наличие двух залов премиального широкоэкранного формата LUXE: A RealD Experience, рассчитанных на поклонников супербольших экранов. Залы LUXE оснащены огромными экранами Precision White Screens, всепоглощающим звуком Barco Auro и удобными сидениями с увеличенным расстоянием между рядами.

Кинотеатр открылся премьерой фильма «Гоголь. Начало».

Полина Князева: Гоголь здесь

Филологические девы в ужасе хватаются за сердце и закатывают глаза, учителя литературы неодобрительно смотрят на постеры у кинотеатров – на экраны вышел «Гоголь» Егора Баранова, двадцативосьмилетнего режиссера из Екатеринбурга, который, возможно, будет знаком зрителю по своему фильму «Соловей-разбойник» (2012) и сериалу «Фарца».

Картина «Гоголь. Начало» рассказывает нам историю о том, как молодой Николай Васильевич, служащий в Третьем отделении писарем, с блестящим следователем Гуро в исполнении Олега Меньшикова, попадает в село Диканька в Полтавской губернии, где уже не первый раз находят обескровленные трупы девушек. Конечно, убивает их нечистая сила на вороном коне, похожая одновременно на асассина из одноименной игры, назгула из «Властелина колец» и неприятное членистоногое. Такой вот хоррор по-полтавски.

Все это одновременно весьма жутко и как-то смешно. Почти (!) во всей картине будто ни единого лучика теплого приятного света, правдоподобно нечисто – жутко. Некоторые кадры, а временами и актерская игра, нелепы, словно это учебная работа – смешно. Тем не менее, последнее относится далеко не ко всему фильму, и это радует – не просто же так картина получила премию фестиваля Accolade Global Film Competition в номинации Award of Excellence за «выдающийся кинематографический уровень» и премию The Indie Gathering International Film Festival в номинации TV pilot — foreign за лучший, соответственно, зарубежный пилот телевизионного сериала.

Я отношусь с некоторыми предубеждением к подобным аттракционам, задумка вызывает определенный скептицизм и подозрения в том, что выйдет, как минимум, лубок. Хорошо хоть в 4D не запустили.

Тем не менее, история о хуторском Шерлоке Холмсе оказалась, как говорят в Хогвартсе, «выше ожидаемого», во многом благодаря бодрым и более-менее органичным шутками, которые исполняют слуга (ну естественно!) Гоголя, врач-алкоголик Бомгарт (почти как Бомгард из булгаковских «Записок молодого врача»). Не обошлось и без неприятной местной администрации, также колорита приключениям добавляют недовольный происками «сыщиков» поп, суровый кузнец Вакула (полетов на черте за ним пока что замечено не было) и живущие в непонятно откуда взявшемся «вампирском» дворце близ Диканьки аристократов. Вопреки опасениям, количество упоминаний сала, москалей, галушек, сцен с самогоном и попыток использовать украинский в картине не слишком велико, зато на гарных дивчiн не поскупились – помимо второстепенных жертв потустороннего маньяка, подозрительно тепло относящуюся к раннему творчеству писателя аристократку Лизу и утопленную дочку мельника Оксану и играют симпатичные Таисия Вилкова и Юлия Франц.

Девушки борются между собой за болезненного писаря Николая, потому что представляют два мира: обычный мир не самого чистого и благочинного украинского села Диканька и преувеличенно мрачного недоброжелательного Петербурга образца 1829 года с одной стороны –и мира потустороннего, где нечисть творит что вздумается, с другой. Этот фантасмагоричный, переменчивый, полный странных, часто очень мерзких, видений мир немного напоминает сцены бэд трипа в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и приходит к Гоголю во снах и обмороках. Эта «суперспособность», которая выглядит как симптомы эпилепсии и помогает ему расследовать преступления, похожа на уникальное мышление Уилла Грэма из «Ганибалла» и смотрится несколько по-дурацки. Вообще главный герой вызывает некоторое раздражение и жалость, и дело не только в его грустном виде и словно припудренном мукой лице (задумка или ошибка гримера?). Несмотря на то, что авторы ловко и остроумно использовали истории, которые у нас традиционно ассоциируются с личностью Гоголя, например, ворочание в гробу и истерическое сожжение рукописей, у зрителя, особенно у вышеупомянутых филологических дев, всё происходящее вызывает недоумение: при чем тут Николай Васильевич? Почему это не мог быть просто писарь, без привязки к классической литературе (кстати, в фильме упоминается ещё один великий писатель, причем в неприглядном свете)? Ах, Гоголь вдохновился в этом путешествии и потому решил впредь писать о Малороссии? Да, в целом нормальное объяснение, не придерешься.

Одна из причин такого сюжетного решения, я думаю следующая: попытка приблизить знакомые со школы персонажи и истории к реальности, осовременить, хотя бы путем превращения их в полный клише фильм (простите, сериал – кино состоит из двух частей, а ещё нас ждут три картины) ужасов.

Удалось ли это? Трудно сказать.

Зато точно удалось зацепить зал – некоторые зрители искренне смеялись, а в конце даже аплодировали, – и заинтриговать лично меня – страшно хочется узнать, прав ли ироничный доктор, как болезненному (и очень, повторюсь, неприятному) Гоголю поможет его погибший друг и какова дальнейшая судьба жутко размалеванной неверной бабы Хавроньи.

В заключение скажу, что сидящая недалеко от меня зрительница лет одиннадцати сказала: «Это единственный русский фильм, который мне понравился». Грустно, господа.