На этой неделе было объявлено о планах Министерства финансов реформировать систему ОСАГО. Предполагается, что теперь тарифы будут устанавливать страховые компании, исходя из характеристик автомобиля, целей его использования и вида собственника.

Сергей Смирнов, юрист, редактор журнала "За рулем":

Во время переходного периода Минфин предлагает дать страховщикам право только снижать, а не повышать тарифы. Компании также смогут устанавливать дополнительные понижающие коэффициенты для некоторых автолюбителей в зависимости от их манеры вождения. Стиль езды будет определяться с помощью специальных устройств, устанавливаемых страховщиком на автомобиль клиента. Использование таких приборов будет добровольным как для страховщиков, так и для владельцев транспортных средств, отмечают «Вести. ру ».

Сергей Смирнов, юрист, редактор журнала «За рулем»:

Либерализация тарифов по ОСАГО – это управляемая конкуренция между страховыми компаниями, способствующая улучшению экономики ОСАГО. Именно страховые компании должны быть ответственны за установление размера тарифа, как это происходит сегодня в большинстве цивилизованных стран. Речь прежде всего идет о внедрении индивидуального подхода к тарификации, который будет учитывать, как на дороге на протяжении «автомобильной» жизни ведет себя водитель.

Любое нарушение ПДД – это угроза, фактор, провоцирующий аварии и усиливающий их последствия. И оно должно учитываться при расчете тарифа. Подчеркну, любое нарушение, даже самое незначительное, хотя незначительных здесь быть не должно. Например, водители, обладающие «нетерпеливой» манерой вождения (говорят, что их к этому провоцируют пробки и нерасторопные водители) часто «играют в шашечки», которые маскируют под маневр перестроения. Поймать лихача на этом и оштрафовать – очень сложно, но до первого ДТП, коих сегодня по данной причине происходит достаточное количество. Поэтому культуру его вождения надо менять. Одним из таких инструментов станет привязка стоимости полиса ОСАГО к нарушениям ПДД. И чем больше таких нарушений, тем выше должна быть его стоимость. Предлагаемый годовой «накопительный период», позволяющий безнаказанно совершить три-четыре нарушения, – недопустим. Проехал на красный свет – доплати к полису 500 рублей, проехал 2 раза – доплати еще 500 рублей. Нарушил 4 раза – получи коэффициент, увеличивающий стоимость полиса ОСАГО в несколько раз.

Достаточно спорным является установка телематического оборудования, которое отслеживает стиль вождения. Здесь много разных нюансов: кто платит за его установку и абонентское обслуживание (400-500 рублей в месяц), как определить, какой водитель сел за руль оборудованного автомобиля, сколько времени нужно на оценку манеры вождения и кто будет отвечать за эту оценку, как сильно она может повлиять на размер тарифа? Эта практика сама по себе неплоха, но в ситуации с тарификацией по ОСАГО ее как основополагающую пока рассматривать преждевременно.

Установление управляемой конкуренции между страховщиками подразумевает также расширение перечня факторов риска, которые используются для расчетов, и приведение их к единообразию. К их выбору важно подойти осознанно, предварительно проанализировав накопленную информацию. На это нужно время, если начать сейчас, думаю, потребуется не менее полугода, чтобы получить валидные данные.

Преобразования необходимы и в отношении коэффициентов территорий. Если либерализация пойдет по пути расширения риск-факторов, подход к образованию КТ необходимо изменить, но не отменять, так как в стране есть регионы с объективно большой аварийной статистикой (вне страхового мошенничества). А значит, там риск наступления страхового случая выше, чем в иных регионах.

РЕКЛАМА

Что касается зависимости стоимости полиса от мощности двигателя автомобиля, то здесь привязки быть не должно. В аварию с равной долей вероятности может попасть как маломощное транспортное средство, так и автомобиль с большим числом «лошадей» под капотом. То же можно сказать и о степени наносимого ущерба. Важно то, как водитель управляет транспортным средством.

Некорректно также увеличивать лимиты покрытия. Отрасль борется за снижение убыточности, 2 млн рублей потенциальных выплат спровоцируют серьезную волну мошенничества. На сегодня средняя выплата по ОСАГО не превышает 80 тыс. рублей, даже с учетом деятельности «криминальных автоюристов» лимит в 400 тыс. рублей покрывает почти все убытки. Автовладельцы, желающие застраховать автогражданскую ответственность на большую сумму, пользуются добровольным страхованием ответственности. И их немного, как и водителей, предпочитающих застраховаться на срок больше года. Во-первых, не каждый будет готов единовременно заплатить за два или три полиса ОСАГО, а во-вторых, будет достаточно сложно установить справедливую стоимость полиса, которая потребует введения повышающих коэффициентов «на будущее»: на случай роста инфляции, на случай ухудшения общеэкономической обстановки, на случай изменения стоимости ремонта и т. п. Тарифная политика должна быть прозрачной и справедливой. Как для водителей, так и для страховых компаний. Именно поэтому роль регулятора должна быть минимизирована.

Таким образом, либерализация – это повышение стоимости ОСАГО для избранных «лихачей» и ее снижение для добропорядочных водителей. С учетом множества факторов, которые необходимо учесть при ее реализации, переход на свободные тарифы возможен не ранее чем через год, однако подготовку к этому этапу модернизации системы ОСАГО необходимо начать уже сейчас.