По данным банка Credit Suisse общая выручка глобальных компаний, основанных на принципе "совместного потребления", к 2025 году вырастет до $335 млрд. Данные статистики прокомментировал 

Дмитрий Измайлов, генеральный директор Uber в России

Владеть или пользоваться? Простой вопрос, на который уже существует вполне однозначный ответ. Но не так много людей смогли для себя его четко сформулировать. Ведь изменения в повседневной жизни нередко опережают наше восприятие, и пока «космические корабли бороздят просторы вселенной», мы по инерции можем мыслить категориями прошлого столетия.

Всего несколько лет назад понятия «владеть» и «пользоваться» были почти тождественны. Или очень близки друг к другу. Если у человека не было собственности, значит, не было и возможности ей пользоваться. Считалось, что всё должно быть свое, не важно, автомобиль это или бытовая техника. Хотя, конечно, и в той парадигме потребления были свои исключения. Идеальный пример – общественная библиотека. Частная домашняя никогда не заменит централизованную по выбору и возможности быстро найти нужный абзац. Даже если собирать ее поколениями и ставить книги стройными рядами корешок к корешку в алфавитном порядке. Получится красиво, но не более того. В Ленинской библиотеке больше 45 млн изданий, чьи домашние шкафы или даже стеллажи с ней сравнятся? Но теперь и этот вариант не полный.

Все изменил интернет с его коммуникационными возможностями. Теперь нужную информацию, нужного человека, любую вещь или услугу можно найти в один клик. И большую ценность приобретает именно услуга и ее доступность в данный момент, а не наличие вещи в принципе. Если хочется посмотреть фильм уже не нужно покупать коробку с диском, можно смотреть в онлайн-кинотеатрах. Вышел новый альбом любимой группы – не нужен диск, нужен звук, а он доступен каждому прямо в мобильном телефоне. Как и вся библиотека народов мира, и не в виде кубометров бумаги, а в виде облака информации с четкой каталогизацией. Это и есть подлинная свобода: пользоваться только тем, что требуется и оплачивать только то, чем воспользовался, а не сам факт ежеминутного владения.

Пока в России мы по инерции ценим слово «мое», в крупнейших европейских странах все большей популярностью пользуется экономика совместного потребления. По данным исследования швейцарского банка Credit Suisse на конец 2015 года в мире насчитывалось 44 компании, основанных на концепции совместного потребления, включая Uber. Согласно оценке банка, общая выручка этих компаний к 2025 году вырастет до $335 млрд. То есть, концепция совместного потребления станет еще более популярной.

В свою очередь, исследование компании PwC показывает, что пять ключевых секторов экономики совместного потребления в Европе будут расти на 35% ежегодно и к 2025 году достигнут оборота в 100 млрд евро. И лидером среди этих секторов будет транспортный. Именно здесь тренд «делиться, а не владеть» выделяется наиболее контрастно.

На Западе тренд на каршеринг и использование сервисов для вызова автомобиля с водителем уже приобрел положительную динамику. Только в прошлом году 15 млн американцев активно использовали сервисы для совместных поездок или другие формы райдшеринга. По сравнению с предыдущим годом рост составил 20,5%. Но, в то же время, в США этот рынок уже близок к насыщению: к 2020 году ожидается лишь 5% прирост пользователей. В России мы находимся в начале пути.

И отправная точка такова. По данным Uber, личный автомобиль простаивает 96% времени. При этом уже сам факт владения автомобилем требует целого перечня обязательных платежей: быстро приходит срок в очередной раз оплачивать транспортный налог и страховку. А если машина куплена в кредит, то банковские проценты будут дополнительной статьей ваших расходов. А еще мойка, зимние шины и многое другое. В итоге не мы управляем собственностью, а она нами.

При этом уже сам факт владения автомобилем требует целого перечня обязательных платежей: быстро приходит срок в очередной раз оплачивать транспортный налог и страховку. А если машина куплена в кредит, то банковские проценты будут дополнительной статьей ваших расходов. А еще мойка, зимние шины и многое, многое другое. В итоге не мы управляем собственностью, а она нами.

Неудивительно, что многие сознательно отказываются от личного автомобиля. Согласно результатам исследования, проведенного Казанским федеральным университетом по заказу Uber в пяти крупнейших городах в России, люди не используют автомобиль в городе по ряду причин: это и частые пробки на дорогах (54,8% респондентов), и высокие цены на бензин (32,5%), и отсутствие или недостаточное количество парковочных мест у работы или учебы (28,4%). При этом минимальные средние расходы россиянина на автомобиль в день в мегаполисах составляют 586,9 рублей, 80 из которых тратятся на бензин, а остальные затраты – на сопутствующие владению расходы (налоги, страховка и прочее).

Позволяющие минимизировать эти расходы cервисы для совместного использования автомобилей или поминутной аренды у нас пока только начинают свое развитие, но найти машину с водителем для нужной поездки с помощью мобильного приложения – уже сейчас вопрос нескольких нажатий на экран смартфона. А дальше добавляем опции. Нужно просто доехать – берем машину эконом-класса. Важен комфорт или статус – есть возможность выбрать премиальный или люксовый автомобиль. В любом из случаев – никаких сопутствующих платежей. Мысль о поездке начинает занимать вас ровно в тот момент, когда вы открываете приложение. И покидает сразу после того, как вы вышли из машины в месте назначения и поставили оценку водителю. Дальше ваша голова может быть занята любыми другими вопросами: работой, образованием или отдыхом.

Осталось переосмыслить свою концепцию потребления, определить, что рациональное значение имеет лишь возможность пользоваться машиной, а не право владения ей. Технические средства уже на этой стадии, осталось подтянуть сознание. В Британии с появлением таких технологических платформ как Uber каждый седьмой житель изменил свои взгляды на владение автомобилем. 7% заявили, что оставят себе личный автомобиль, но будут пользоваться им реже; 5% отказались покупать автомобиль: для перемещения по городу их в полной мере устраивает Uber; а 2% уже продали свои автомобили, – таковы данные исследования консалтинговой компании CTF Partners.

В России ситуация иная, мы все еще дорожим чувством собственника. Но при этом уровень автомобилизации у нас ниже. Поэтому, согласно проведенному нами опросу, 65% пользователей сервиса Uber в России не имеют личной машины, их сознание уже готово к восприятию такой транспортной схемы.  На вопрос, планируют ли респонденты покупать автомобили в будущем, 56% ответили отрицательно. Главная причина – неудобство, ее назвали 66% опрошенных. А около 60% из тех, кто имеет личный автомобиль, подтверждают, что стали реже им пользоваться. Дополнительные аргументы для отказа – плотный трафик и недостаток мест для стоянки.

Все эти изменения происходят прямо у нас на глазах. Новая рациональная схема избавляет нас от бремени лишних платежей и лишних забот. Если мы уже готовы ее принять. На крупных международных моторшоу руководители компаний уже открыто говорят, что в разработке новых машин ориентируются не на предпочтения большинства покупателей, а на запросы лизинговых компаний, каршеринговых фирм и технологических платформ по заказу автомобилей с водителем. Они уже продают не автомобили, а высокотехнологичные услуги мобильности.

Что дальше? В России уже действует Ассоциация беспилотного автотранспорта «Автонет», и это не номинальное ее создание, а реальное функционирование с бюджетированием и появлением пула игроков на этом рынке. Лидеры мирового автопрома конкурируют друг с другом в создании и внедрении беспилотных технологий, а ведущие платформы по заказу автомобиля с водителем начали тестирование автономных машин на городских улицах, как, например, Uber в США. В этих условиях водитель за рулем важен уже не столько для управления, сколько для эмоционального комфорта пассажиров.  

Высокую динамику изменений гарантируют особенности регуляторного законодательства, в частности, в сфере таксомоторных перевозок.  В России первый федеральный закон в этой сфере появился относительно недавно – в 2009 году. Относительно новое законодательство значительно упрощает работу на рынке, так как оно учитывает недавние технологические изменения. Например, в России доступно оформление лицензии такси в режиме онлайн и в течение всего нескольких недель. Но все еще остается множество направлений, требующих улучшения. Необходимо, чтобы следующая итерация законодательства в данной сфере обеспечивала стабильность отрасли: например, предусматривала ликвидацию права регионального правительства устанавливать квоты на количество выданных лицензий и учитывала лишние требования к автомобилям, на которые выдается лицензия (например, требования к цвету автомобиля).

В России есть возможности для развития философии «пользуйся, а не владей». И пусть наше восприятие все еще «догоняет» действительность, все же скоро мы будем жить в совершенно другом мире, где нет места прежним привычкам и представлениям. Готовиться к этому нужно уже сейчас.