Один из самых популярных в Интернете управленческих инструментов - это система ключевых показателей KPI (Key Performance Indicators в оригинале). Не удивительно, что о показателях KPI мифов и легенд сложено больше, чем о других, менее раскрученных помощниках управленцев.

Начнём с того, что распространённый в русскоязычных материалах перевод этого термина - ключевые показатели эффективности, является неверным. В словарях у слова performance есть много переводов, но в данном случае, на мой взгляд, правильнее всего использовать перевод "деятельность". Объясню, почему.

Перевод "эффективность" точно не годится, так как необоснованно сокращает область применения системы KPI. Разве при управлении предприятием в целом, отдельным подразделением, бизнес-процессом или сотрудников нас интересуют только показатели эффективности? Нет, конечно. Управлять также нужно показателями результативности, качества, активности, производительности и другими.

Представьте себе отдел продаж, который управляется только по показателям эффективности, а такими показателями для продаж могут быть - рентабельность продаж (или наценка), степень использования клиентской базы (или доля в закупках клиентов), процент результативных технических действий (звонков, визитов, КП). Продав на 1 рубль, результативно посетив одного клиента, менеджеры по продажам могут оказаться молодцами, хотя не принесли предприятию ощутимого результата. Причина: руководители забыли о показателях результативности.

По тем же причинам не годится перевод "ключевые показатели результативности", "производительности" и другие частные решения. Поэтому я и предлагаю остановиться на термине "деятельность", который обобщает все группы показателей.

Другим опасным мифом системы ключевых показателей KPI является цель её использования. Почему-то многие управленцы уверены, что система показателей используется исключительно для материального стимулирования персонала. Это глубокое заблуждение.

Система показателей - это инструмент управления бизнесом, реализация концепции управления по целям, которая берёт начало из теории управления системами. Иногда для повышения энтузиазма сотрудников в деле достижения плановых значений показателей, систему KPI подкрепляют системой стимулирования.

Иногда, но не всегда, да и то, частично. Показателей управления у менеджера по продажам может быть 15-20, но тащить их всех в формулу стимулирования не разумно. В систему стимулирования включают 2-3, наиболее важных для предприятия на данном этапе показателя. Но управлять, конечно, нужно всеми показателями. Управлять - значит планировать, добиваться достижения плановых значений, анализировать план-фактный результат, принимать корректирующие управленческие решения и контролировать их выполнение.

Мифов, связанных с применением системы ключевых показателей KPI так много, что все они не поместились в одной статье. О других легендах использования этого инструмента управления расскажем в следующий раз.