Несколько месяцев тому назад в нашу компанию обратились по вопросу разработки бизнес-плана. Потенциальный заказчик забрасывал меня вопросами несколько недель, а потом пропал, не сделав заказа.

Через 2-3 месяца этот заказчик объявился вновь. Сказал, что бизнес-план сделали собственными силами, но не уверены в его профессионализме и просят провести его проверку, прежде чем передавать потенциальному инвестору.

 Мы делаем рецензирование бизнес-планов, но нужно хорошо представлять особенности выполнения этой услуги, чтобы не оказаться разочарованными результатом.

Рецензия любого документа - это его сверка с некоторым идеалом, образцом и подготовка заключения об обнаруженных изъянах. Единого стандарта для разработки бизнес-планов нет. Есть рекомендации международных организаций, форматы авторитетных консалтинговых компаний, стандарты крупных банков. Все они близки между собой по существу и немного отличаются в деталях. Если образец заказчиком не задан, рецензирующий эксперт использует стандарт, обобщающий наиболее авторитетные требования и рекомендации "по существу".

Вот и у нас в компании для рецензии используется такой внутренний стандарт. При этом заказчик услуги рецензирования должен иметь в виду, что рецензент, чтобы остаться в пределах разумного бюджета, сравнивает лишь внешние признаки документов, но не проверяет корректность выполнения работы в деталях.

Действительно, давайте попробуем в деталях проверить, например, такой раздел бизнес-план, как исследование рынка. Недостаточно даже найти и проверить достоверность тех данных, которые использовал разработчик для своих выводов о рыночном окружении. А вдруг он какие-то важные для бизнес-плана данные не нашёл или сознательно скрыл? Значит нужно проводить полноценное исследование рынка, чтобы проверить работу разработчика "по полной программе".

А как досконально проверить расчёт финансового плана и планируемых показателей? Только путём повторения этого расчёта в надёжной программе бизнес-моделирования или в проверенном шаблоне Excel.

Получается, чтобы провести экспертизу бизнес-плана в деталях, нужно фактически повторить всю работу. Эксперт, вероятно, с удовольствие это сделает. Но готов ли будет заказчик заплатить за это удовольствие стоимость бизнес-плана ещё раз?

В нашем примере, с которого я начал этот текст, всё было несколько проще. Одного взгляда на присланный бизнес-план было достаточно, чтобы узнать в нём дешёвую поделку жуликов, редактирующих чужие бизнес-планы. Программа поиска плагиата в Интернете быстро помогла найти прототип. Заказчик, обратившийся к нам, собирался создавать учебное заведение, а прототип был посвящён строительству кинотеатра. А мы то удивлялись, почему в исследовании образовательного рынка так много внимания уделено кинематографической отрасли!

В остальном бизнес-план страдал типичными ошибками "студенческих" работ: слабый анализ рынка, отсутствие маркетингового плана, в финансовом плане отсутствовала часть обязательных для финансового анализа форм, очень много «воды», скачанной из Интернета, по разделам отсутствовали выводы и т. д., и т. п.

Надеюсь, теперь потенциальные заказчики бизнес-планов представляют специфику этой услуги и сами решат, экономить ли им при заказе бизнес-плана, положившись на последующую экспертизу, или сразу заказывать работу у профессионалов.