За последние десятилетия сломано немало копий в дискуссиях о допустимости точечной застройки, о преимуществах различных подходов к градостроительному проектированию. Для того, чтобы выработать свою позицию, необходимо начать с постановки цели городского планирования. Прежде всего это территориальное развитие с учетом потребности городских жителей в самореализации: место работы, проживания, отдыха, удовлетворения культурных потребностей.

Насколько градостроительство наших городов соответствует заявленной цели? До недавнего времени оценки были скорее негативные, чем позитивные. Быстрый рост городов за счет строительства жилых комплексов в текущих экономических условиях вел к созданию множества городов-спутников с довольно ограниченной во многих отношениях инфраструктурой и неразвитыми общественными пространствами.

Однако сейчас ситуация начинает переламываться в лучшую сторону. Есть немало хороших проектов, в которых жилье становится более элитным, застраиваются кварталы с новыми инфраструктурными решениями. И теперь мы приблизились к моменту, когда от хорошей квартальной застройки осуществляется переход к межквартальному взаимодействию. Проект реновации московских пятиэтажек дает очень большие шансы на реализацию современных градостроительных подходов.

Мы переходим в постиндустриальную эпоху развития общества, и это неизбежно отражается на формировании городской среды. Человек сегодня в значительно меньшей степени привязан к своему рабочему месту. Все больше сотрудников предприятий работают дистанционно. А значит, необходим пересмотр логистики, транспортных развязок, общественных пространств и т.д. При этом никто не отменял расчетов по очистке стоков, водоснабжению, подаче электроэнергии.

Почему планирование развития городской среды так важно? Да хотя бы потому, что около 20% россиян проживают в городах-миллионниках. Развитие агломераций вынуждает правительства всех уровней, муниципалитеты и экспертное сообщество искать ответы на вопросы, связанные с координированием городского строительства. При этом  развитие должно быть опережающим, с учетом интересов нескольких поколений.

Одна из задач, которые должны быть решены посредством стратегического городского планирования – предотвращение территориального растягивания городов с последующим возникновением ряда транспортных и коммуникационных проблем, поиск решений компактного строительства.

Второй вопрос, который не решить без городского планирования – решение экологических проблем города. Необходимо разработать комплекс мер, позволяющих сократить расходы природных ресурсов, а также продумать использование возобновляемых ресурсов, не допустить их истощения. Переработка отходов с минимальным ущербом окружающей среде – не менее важная проблема, которую  нужно решать общими усилиями сторон.

Еще один вопрос для градостроителей – создание структуры, позволяющей рационально использовать электроэнергию. 

В силу нашего ментального наследия какое бы то ни было регулирование ассоциируется с административным давлением. А это подразумевает грубое вмешательство в рыночный баланс, с невыполнимыми нормативами и ограничениями, с усугублением социальных проблем города.

Однако существуют другие подходы, включающие в себя достижение консенсуса между заинтересованными сторонами.

Как ни удивительно, пожалуй, одним из лучших примеров реализации такого подхода уже на протяжении более пяти лет является Москва. Ведущие тренды в градостроительной политике столицы на сегодня – это полицентричность, транспортная система, регулируемая спросом, улица как социальное пространство, вовлечение жителей в процесс управления городом через интернет, развитие промышленных зон, качественное и разнообразное жилье.

Столичная урбанистика предполагает создание новых центров притяжения, что позволит разгрузить транспортные артерии и оптимизировать инфраструктуру. Новая транспортная система предполагает не только новые решения в дорожном строительстве, но и изменение транспортного поведения жителей столицы. Улица перестает быть транзитной зоной и превращается в общественное пространство, один из интересных проектов такого рода – реконструкция Москвы-реки, которая позволит превратить ее в главную дорогу мегаполиса.

Решение проблем развития современных российских городов возможно лишь в рамках общей стратегии, которая может быть разработана в ходе тщательной дискуссии между всеми участниками городского строительства. Такой подход к городскому планированию позволит сделать городскую среду по-настоящему комфортной, реализующей потенциал современного городского жителя.