Недавно я прочитал мнение о том, что "хорошо налаженный бухгалтерский учет зачастую упраздняет управленческий". Прочитал и понял, что нужно разобраться ещё с одним мифом.

До сих пор некоторые предприниматели используют такую формулу учёта:

управленческий = бухгалтерский плюс теневой

Оставим эту формулу 90-м годам, и не будем обсуждать её всерьёз.

Более продвинутое определение предполагает, что управленческий учёт - это то же, что регламентированный, но не по оригиналам бухгалтерских документов, а по документам и событиям, определённым самой компанией. Например, реализация может учитываться не по накладной, а по информации менеджера по продажам о заключении сделки. Давайте оставим такому учёту название "оперативный", что закреплено в учётных документах управленческих конфигураций 1С.

Обратимся к классическому определению. "Википедия" утверждает, что "Управленческий учёт - упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации ".

Что же это за "важные для принятия решения показатели"? Неужели их список ограничивается выручкой, расходами, прибылью и статьями баланса, что включает в себя бухгалтерский учёт?

Нет, конечно. Основатели Системы Сбалансированных Показателей иллюстрировали свою методику следующим примером. Представьте себе, что вы собрались лететь на самолёте и, случайно заглянув в кабину пилота, обнаружили на панели приборов одинокий спидометр и больше ничего. Неужели вы бы доверили свою жизнь такому самолёту? Конечно, нет.

Попытка управлять бизнесом на основе только финансовых показателей подобна полёту на самолёте с двумя-тремя приборами вместо полноценного набора приборной доски. Если кому-то хочется рисковать, мешать не будем. Но общее правило такое: если вы хотите управлять каким-либо участком, бизнес-процессом компании, начните с определения по крайней мере одной цели управления, причём цели такой, какую можно будет измерить показателем. Если есть показатель, значит, возможно, бизнес-процесс управляется. Нет показателя - нет целевого управления. Есть разве что оперативное: бери больше, кидай дальше.

Желающих узнать больше о системе показателей адресую к статье о практике применения этого управленческого инструмента и к вебинару на эту тему. Остальным сообщу, что даже в самом маленьком и простом бизнесе таких показателей наберётся 30-40 (в большом бизнесе сотни и даже тысячи). Для их расчёта нужно организовать учёт исходных данных. Вот это и называется управленческий учёт.

Для построения управленческого учёта нужно определить его правила - управленческую политику, которая в большинстве компаний малого и среднего бизнеса не формализована и часто бывает противоречивой. Если политика регламентированного учёта определяется законодательством, то управленческую политику формирует каждое предприятие по-своему, исходя из своих целей.

Теперь решайте сами, упраздняет ли бухгалтерский учёт управленческий или не имеет к нему отношения.