Любая компания, как и человек, семья, общество или же страна, имеет свой жизненный цикл. По мере своего роста и развития она демонстрирует весьма предсказуемые и повторяющиеся модели поведения. Кроме того, на каждом новом этапе развития она сталкивается с уникальным набором проблем. От того, насколько хорошо или плохо менеджмент организации решает эти проблемы, зависит здоровый переход от одной стадии к другой. Это, в свою очередь, оказывает значительное влияние на успех или неудачу, которые ждут бизнес в будущем.

Вообще, проблемы – это естественный результат перемен. Изменений, темп которых с каждым днем увеличивается. Изменений на рынках, в сфере технологий, промышленности, политической и экономической ситуации в стране, мире и т.д. Чем выше скорость изменений, тем больше проблем. Единственная фаза на кривой жизненного цикла, на которой организация не испытывает перемен – это Смерть.  Если вы считаете, что хорош тот управленец, компания которого не испытывает проблем – задумайтесь над этим. В действительности награда, которую получают менеджеры, успешно решая проблемы, с которыми они сталкиваются сегодня, это более сложные и масштабные проблемы завтра.

У компаний, хотя и не только у них, есть три типа проблем: нормальные, аномальные и патологические. Нормальными считаются те проблемы, которые являются типичными (ожидаемыми) на конкретном этапе жизненного цикла и которые компания способна самостоятельно решать. Если она не может этого сделать, со временем они будут возникать снова и снова, мешая реализации планов и способствуя возникновению разнообразных  ловушек. Так они превращаются из  нормальных в  аномальные. Патологические проблемы отличаются от аномальных своей хронической природой и единственным путем их решения является вмешательство извне.

Если говорить о роли лидера, то его главная цель – не замедлять темпы изменений, и не предотвращать проблемы, а сосредоточиться на развитии способности организации их распознавать и решать. Способность работать вместе, как команда, и быстро решать задачи – самое главное конкурентное преимущество любой компании.

Когда хорошо знаешь дорогу, можно маневрировать и быстро добраться до пункта назначения. Эта аллегория полностью применима к бизнесу. Большинство проблем, с которыми сталкиваются организации, являются общими для всех. И не нужно изобретать колесо. Можно эффективно управлять, экономя много времени, усилий, избегая ошибок, если понимать природу каждого этапа развития и зная, что необходимо, чтобы перейти от одного этапа к другому.

В чем заключается ключевое отличие жизненного цикла живых существ от жизненного цикла компании? В том, что человек рано или поздно умирает, а компания способна существовать вечно. Из чего же состоит этот «эликсир молодости»?

Если использовать одни и те же методы управления на разных фазах жизненного цикла, провала не избежать. То, что работает на одной ступеньке развития, становится неэффективным, бесполезным и иногда вредоносным на другой. Таким образом, фундаментальные изменения в управлении компанией являются жизненно необходимыми. Лидеры, которые не осознают этого, своими действиями могут помешать развитию организации либо, сами того не желая, запустить процесс преждевременного старения.

Помимо этого положение компании на кривой жизненного цикла определяется взаимосвязью между гибкостью и контролем. Компания, которая находится на этапе Расцвета, сумела достигнуть баланса между гибкостью и контролем. Он также знает, что она делает, чего хочет достичь и как этого добиться. Она может похвастаться высокими темпами роста и высокой рентабельностью. Но обо всем по порядку. Продолжение следует…