Всегда ли, уклонившись от  прямого отказа, получается избежать неудобных ситуаций? Если задуматься, в большинстве случаев наше твердое «Нет» в сотни раз лучше и полезнее «давай подумаем еще». Например:

1. Когда на собеседовании  понимаете, что кандидат вам не подходит.  Наверняка часто произносите в этом случае: «Мне нужно пару недель взвесить все «за» и «против», у меня еще 2 кандидата на эту вакансию», или, что еще хуже (с теплой, обнадеживающей интонацией): «Мы вам перезвоним». А если кандидат решит, что понравился вам, и будет с усердием, достойным лучшего применения, ждать звонка, отметая другие предложения? А потом начнет одолевать звонками? Проще сразу расставить все точки над «i», проговорить, что по таким-то показателям он не подходит, пожелать удачи и/или сохранить резюме на тот случай, если через полгода-год вам снова нужно будет закрывать эту вакансию.

2. Когда ваш сотрудник с горящими и круглыми глазами, ожесточенно жестикулируя, обосновывает покупку стиральной машинки в офис, кровати для отдыха, коровы, которая бы давала полезное молоко или другую «гениальную» идею, решающую массу важных насущных задач. Лучше сразу сказать «Нет» и отправить такого сотрудника работать работу, а не фантазировать фантазию. И сделайте пометочку…. чтобы в следующий раз реагировать на подобные инициативы…. спокойнее.

3. Если кто-то из ваших клиентов или партнеров предлагает совместный проект, бесперспективностью от которого тянет за версту. При этом как клиент или партнер этот человек прекрасен. Но если его идея вам не нравится, честно (но аккуратно) скажите об этом. Найдите достойную причину отказа, но не тяните резину, придумывая отговорки и т.д.

4. Если кто-то из дальних или ближних родственников предлагает вам уникальную сделку – взять их на работу, хотя бы  курьером. Не вздумайте! Эти проблемы вам ни к чему. Помогите советом, расскажите, как составить резюме, как откликаться на вакансии, но работать вместе – скажите: «Нет»!

5. Когда хороший сотрудник, ваша поддержка и опора, приходит и приносит заявление об уходе. Хороших сотрудников нужно оставлять. И не стоит бояться казаться «униженным» или «пляшущим под чужую дудку». Спросите, чем вызвано его решение, что его тревожит и что мешает спокойно работать дальше?  Возможно, ему не хватает внимания, поощрения, похвалы... Поймите, простите и оставьте его в своей команде, вместе совершая новые и новые победы!