Министр образования Ольга Васильева сообщила, что уроки финансовой грамотности будут проводиться не только в школах, но и в детских садах.

Сергей Костенко, инвестиционный аналитик GLOBAL FX

Мы с вами знаем, что, например, в США школьники владеют основами финансовой грамотности и, если даже они не разбираются в тонкостях дебетовых или кредитных карт, то прекрасно понимают, для чего они нужны. Также они уже представляют себе, что такое ценные бумаги и что они могут приносить доход.

У нас в стране ситуация с основами финансовой грамоты плачевная. Население в массе своей что-то где-то слышала, но ничего в этом не понимает. Значительная часть граждан страны не только не знает, что такое банковские карты, ценные бумаги и, не дай Бог, корпоративные или государственные облигации, но и не умеет планировать собственный бюджет.

Критики скажут, что при всех разговорах на заседаниях правительства и в других уважаемых государственных учреждениях разного уровня ничего существенного в этом вопросе так и не происходит. И будут правы. Но следует признать, что здесь есть как объективные, так и субъективные причины.

Объективные причины состоят в том, что просветительство в области финансовой грамотности требует от государства кропотливого подхода, а не кампанейщины, которую мы часто наблюдаем. Это требует денежных затрат, на что оно так и не может решиться, стараясь «скинуть» эту проблему на общественные организации, которые сами не в состоянии эту задачу решить. Эти потуги больше напоминают рекламные кампании с использованием тематики «финансовая грамотность». Так, газета «Комсомольская правда» проводила в феврале текущего года очередной праздник финансовой грамотности для петербуржцев. Что, конечно, радует, но не может заменить каждодневной кропотливой работы.

Многие высшие учебные заведения города на Неве брались за эту тематику. Сам автор этой статьи принимал в этом участие в начале «нулевых», когда преподавал в одном из петербуржских ВУЗов. Но все это, в лучшем случае, сводилось к созданию платных или бесплатных курсов по фондовому или валютному рынкам, и не более того. А население, в частности Петербурга, оставалось в массе своей финансово необразованным.

Граждане часто не понимают перспектив займов в микрофинансовых организациях, так как не обладают элементарными знаниями и порой даже не хотят этого знать, и действуют эмоционально, думая только о том, как получить деньги. Конечно, никто не задумывается при этом, как их будут отдавать, и притом с чудовищными процентами.

Несмотря на то, что Петербург является довольно «продвинутым» в отношении финансовой грамотности городом, проблема последствий кредитования также стоит остро. Множество новостей о том, как коллекторы выбивали долги, время от времени всплывают в СМИ. И хотя этот род деятельности неоднократно критиковался и отрасль претерпела значительные ограничения, полностью проблема не решена. Задолженности клиентов перед банками и другими организациями существуют.

Помимо проблем с займами, население все еще сталкивается, правда, уже довольно редко, с разного рода мошенниками, которые предлагают высокие барыши, если вложить средства в какие-то «финансовые инструменты». Опять же, отсутствие понимания того, что реальность другая, и бесплатно бывает только сыр в мышеловке, все еще встречается не только в стране, но и в Петербурге.

Так получается, что с проблемой финансовой грамотности необходимо «бороться» системно. Это то, чего нашим властям не хватает – системного подхода. На наш взгляд, необходимо, чтобы это была реальная государственная программа, включенная в школьный курс обучения и оплачиваемая. Как математика или биология. Необходимо, чтобы уже в школе маленькие граждане страны учились правильно тратить свои личные деньги, планировать их расход и не поддаваться эмоциональным покупкам. Ведь именно неумение планировать свои расходы под воздействием вездесущей рекламы порой и приводит к большим проблемам и даже семейным трагедиям.