Во вторник в нескольких регионах страны дальнобойщики организуют акции протеста против повышения тарифа в системе «Платон». Возражения у них вызывает и само существование этой системы (сбора платы с 12-тонныъх машин за проезд), а также качество работы правительства России, чьей отставки они требуют.

В свою очередь другие участники рынка грузоперевозок от участия в политических акциях воздерживаются. По их словам, они пытались донести свою позицию до власти на этапе переговоров, а поскольку повышение тарифа все равно произошло, то это будет учтено в тарифе за перевозку и, соответственно, в цене товаров в магазинах.

Дмитрий Травин, экономист, политолог:

Тезис сторонников второго подхода – о том, что повышение тарифа на перевозку можно просто «заложить» в цену – неверен с точки зрения чистой экономики. Просто так взять и поднять цены, чтобы ничего при этом не изменилось – так не бывает.

Цена определяется рынком, соотношением спроса и предложения. Если ты повышаешь цену – ты теряешь часть своих потребителей. Это произойдет и в случае с «Платоном», когда тариф для всех автомобильных перевозчиков одинаковый: потребитель уйдет к тем, кто доставляет грузы по железной дороге или по «серым» схемам.

Но довольно часто переговоры участников рынка с правительством включают в себя один нюанс. Компании соглашаются платить больше, но договариваются с властями о предоставлении им какой-то другой льготы, которая может перекрыть те минусы, что возникают из-за роста тарифа на перевозку. Возможно, что-то подобное имеет место и сейчас.

Если говорить о системе «Платон» в целом, то налоги, конечно, лучше не повышать, особенно в такой кризисной ситуации, какая сложилась сейчас в России. Если мы хотим, чтобы грузоперевозки развивались, тарифы надо снижать, а не повышать.

А что касается политических протестов дальнобойщиков, то не думаю, что у них есть серьезная перспектива. Я очень удивлюсь, если они чего-то добьются. Вопреки тем акциям, что имели место в воскресенье, протестное движение слабо.