Хотите тест на интеллект? Только я спрошу не про температуру звезды или бином Ньютона, а про координацию. Например, положите правую ладонь на живот и крутите по часовой стрелке, а левой ладонью стучите по макушке. А теперь — наоборот. Вот если вы ещё и наоборот сделали, сообразили, что и как работает, где бить, а где гладить, тогда у вас приличный уровень интеллекта. Интеллекта тела. Учёные даже отделили этот интеллект от интеллекта, как мы его понимаем. Проще говоря: есть умные тела, и умные, наполненные знанием, головы.

Это с точки зрения простого знания обычного человека, который думает, что интеллект — это когда ты хорошо соображаешь головой, а вот телом хорошо соображают спортсмены, например. Ну вот, а с точки зрения древних наук, считается, что в человеке всё должно быть гармонично, всё должно быть скоординировано, и звучать эта внутренняя музыка должна как оркестр. Опять же, ум считается только инструментом познания. Как орган чувств. Типа глаза. Острый такой ум должен быть, чтобы просечь все помутнения сознания, что уводят нас от радости бытия, все ограничения сознания, что показывают мир убогим, скучным, несправедливым и т. д.

Связана ли йога с психологией? Конечно. Это та же исследовательская работа внутренней организации человека. Конкретно своей личной организации. И несмотря на то, что кажется дисциплина йоги очень сурова, на самом деле строгие правила — это матрица для творчества. А потом и она растворится. Проще говоря, хочешь иди вглубь — исследуй, почему тебе на голове не стоится, в позе трупа не лежится. Может, у тебя комплекс страха проявляется в позе трупа — глаза и закрытые не спят, трясутся-жмурятся, хотят всю поляну вокруг сечь, помереть спокойно не дают. Даже понарошку. Думай-размышляй, чего так жить страшно. А можешь технично этот комплекс страха исследовать, двигаясь от физического освобождения шеи, например. Тут уж всё просто — иди, раскрывай плечевой пояс, ищи отгадки в руках, плечах и спине, и будет тебе счастье в лёгкой стойке на голове, где и шея не грузится, и глаза не таращятся.

В общем, интересно это всё, друзья. И насчёт поумнеть. Тут такие у нас дела. Присматриваюсь к детям, нашим маленьким йогам. Даю задание — говори и показывай. Показывай позу, говори название на санскрите и на русском. Дано определённое время. Всё, как у нас на преподавательском экзамене. И вот смотрю на ребят и радуюсь. Мы нашли интересную штуку! Одни могут хорошо показывать позу, но застревают с названием. Другие отлично скороговоркой и на санскрите шпарят, и на русском, а поза — никакущая. Интересно!  И для языковых «торопыг» нужно задержаться в позе, включить тело. А для словесных «тормозов», нужно, сохраняя настройки в теле, включить мозг. Есть ли результаты? Да. Мальчишка занимается в начальных классах китайской гимназии. Сам худой, шустрый, тело жёсткое, сухое. Войдёт в класс, бегает, прыгает, как пружина весь. И ум такой же — не может сосредоточиться, скачет с предмета на предмет. Стихи не выучить, за уроки не сесть. И что мы видим через пол-года? Большую собранность, координацию руки-ноги, координацию слово-тело. И китайская преподавательница, его репетитор, что у нас занимается, подмечает, что лучше дела идут с языком, лучше внимание у человека стало.

Интересно этот ум ловить. Можно его для простоты вниманием назвать, а можно и органом восприятия. Он, похоже, умеет собираться и разбираться, умеет сосредотачиваться и разсосредотачиваться, умеет вглубь приникать, а может издалека смотреть. Но вот философия йоги она тем и интересна, что смотрит она на ум как только на часть человечьего сознания. И что сознание, читта, - это и память, и эго, и интеллект, и «я», и душа (в значении «психе»), и внутренние тенденции, и желания, и чувства, и самскары (впечатления и отпечатки наших действий). И ум. Представляете, где в этом океане внутренних течений находится ум?! Представляете, как мы путаемся в оценках, когда ум «во глубине сибирских руд» роется в поисках объективной картины мира, а ему тут и старые фотографии памяти, и втиснутые в тело отпечатки былых сражений, и где-то пульс скрытых желаний, чувств. И всё это ещё в каком-то о себе представлении, зажавшем нас в определённую роль, где уже так тяжко дышится, и так давно хочется всё скинуть и вздохнуть полной грудью.

И, может быть, действительно, нет иной свободы, кроме внутренней. Тогда и Александр Сергеевич наш, будто рядом стоит, обещая свет и выход из глубин. И что «не пропадёт ваш скорбный труд» (это поза коровы, конечно), и «дум высокое стремленье» (это философия, например), и финал, наконец, где «оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа». Друзья, радости вам и внутренней свободы!